Дуальное обучение
Сегодня перед системой ТиПО стоит ряд вызовов, требующих незамедлительных действий. Осуществляется трансформация всей системы подготовки кадров в соответствии с нуждами индустрии 4.0 и с учетом социальной ориентированности.
Оторванность от производства не позволяет образовательному процессу отвечать требованиям, предъявляемым современным обществом к подготовке профессиональных кадров. Уже недостаточно теоретических и практических знаний, получаемых обучающимися в колледже, требуется сочетание обучения с частичной занятостью на производстве, взаимодействие образовательной организации с различными институтами рынка труда, то есть с работодателями, возможности применения дуальной системы обучения, использование которой входит в концепцию практико-ориентированной направленности обучения и является одним из вариантов решения проблемы повышения качества образования.
В этой связи формируется принципиально новая модель технического и профессионального образования. Основные задачи по подготовке кадров определены Госпрограммой развития образования до 2020 года, Программой продуктивной занятости и массового предпринимательства.
В рамках программы «Дорожная карта — 2020» с 2013 года в колледже успешно внедряется дуальная форма обучения: В рамках программы «Дорожная карта — 2020» с 2013 года успешно внедряется дуальная форма обучения.
Учитывая потребность региона при подготовке кадров, партнеры по проекту: ТОО «Строительная компания «Базис», Филиал ТОО «Bazis Construction» в г.Нур-Султан, Холдинг «Bi Group» — ТОО «KAZBAIN & Company» , ТОО «Аманат-2009», на обучении по дуальному обучению находятся 3 группы по специальности 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», квалификации 140121 3 «техники-строители, в количестве 62 человек. Из них 61 человек обучается на бюджетной основе, 1 человек на договорной основе. Годы поступления 2017, 2018, 2019. по специальности 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», квалификации 140121 3 техник – строитель, с присвоением трех смежных рабочих профессий (140101 2 каменщик, 140104 2 штукатур, 140105 2 маляр, 140120 2 специалист по сухому методу строительства). Согласно Правил организации дуального обучения, (Приказ № 50 от 21 января 2016 года) заключено 62 договора по дуальному обучению (приказ №93 от 28 января 2016г) со студентами, в котором предусмотрены обязательства трех сторон «обучающийся, колледж и предприятие», зарегистрированные в РПП «Атамекен».
В соответствии с требованиями работодателей разработаны рабочие учебные планы, основанные на модульно- компетентностном подходе, к организации учебного процесса с учетом интеграции образовательных программ технического и профессионального, послесреднего образования, со сроком обучения 2г 6 месяцев и 2г 10 месяцев, на получение квалификации: 140101 2 – каменщик, 140104 2 – штукатур, 140105 2 — маляр, 140121 3 – техник-строитель.
При сроке обучения 2г6 месяцев, соотношение часов по дуальной форме обучения составляет 66%/34%, 66 % отводится на практическое обучение и 34% на теоретическое. Соотношение часов практического обучения на предприятии -93% и в колледже -7%.
При сроке обучения 2г10 месяцев, соотношение часов по дуальной форме обучения составляет 60%/40%, 60 % отводится на практическое обучение и 40% на теоретическое.
В рабочих программах предусмотрены максимально возможный учет потребностей и требований к квалификации и компетентности выпускника, со стороны работодателя согласованные с предприятиями, а также разработаны и утверждены рабочие программы практик и графики производственного обучения.
Студенты нового набора, группа Сс-18-17б, (набор 2018г) прошли ознакомительную практику, которая была дополнена, после корректирования РУПа, после первого выпуска группы, с целью профессиональной профориентации.
Во время практики студенты ознакомились с циклом работ по монтажу опалубки на ЖК «Dream city», Bi Group, в ЖК «Арнау 7»- на фасадных работах, побывали на Домостроительном заводе «GLB»-Арматурный цех, ознакомились с производством арматурных каркасов и закладных деталей, паллеты для заливки трехслойных панелей, ЖК «Городской романс», ТОО «Базис» общестроительных и внутренних отделочных работах.
После завершения теоретического курса обучения в группе было проведено анкетирование с целью определения эффективности 1 курса обучения. В опросе участвовали 21 человек. На вопросы «Знаете ли вы, что обучаетесь в группе с дуальной формой обучения», «Понятны ли цели и задачи обучения», «Видите ли преимущества дуального обучения по сравнению с традиционным», «Прослеживается ли межпредметные связи между модулями» все студенты дали положительный ответ. Качество преподавания дисциплин и материальную базу колледжа 16 студентов оценили на «отлично», 5 человек на «хорошо». К увеличению часов практического обучения 15 студентов отнеслись положительно, 6 человек затруднились ответить. Перечень компетенций освоенных за первый год обучения и пожелания студентов группы представлены на слайде. Успеваемость в группе составила 100%, качество знаний 57%.
Группа освоила базовые модули и приступила к профессиональным модулям.
По завершению первого модуля — облицовщик по технологии КНАУФ проведена промежуточная аттестация по международным сертификатам: по программам 1 «Сухое строительство», программа 2 «Сухие смеси», программа 3 «Стяжки полов», программа 4 «Машины PFT», а 6 чел пожелали пройти обучение в РЦ «ТехноНиколь», два человека получили сертификаты по материалы и системам ТехноНИКОЛЬ . Общий курс.
Студенты проходят квалификационную практику на объектах холдинга Базис, на АЖК «Аллея тысячелетия», посольство «Беларусь», ЖК «Австрийский квартал» и осваивают практические навыки по 4 модулям: Модуль 1- облицовщик по технологии КНАУФ; Модуль 2- плотник ; Модуль 3 — штукатур-маляр ; Модуль 4- каменщик. По завершению практики будет проведена итоговая аттестация по присвоению рабочих профессий.
На объектах холдинга Базис, на АЖК «Аллея тысячелетия», Посольство «Беларусь», ЖК «Австрийский квартал» под руководством 6 наставников бригадиров Бейсембаева Дастана, Бекбосынова М, Мырзабекова А.. Нурбаева Р., Садвакасова Р, Перепелина В.
Мониторинг присвоения сертификатов по рабочей специальности 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», Сс-17-16дб
SWOT-анализ:
Сильные стороны
Положительные карьерные перспективы студентов,
гарантированное трудоустройство;
хорошая квалификация выпускников;
бытовые и социальные преимущества студентов во время обучения;
длительный период адаптации студентов на производстве;
овладение тремя смежными рабочими профессиями повысило конкурентоспособность студентов;
Слабые стороны:
Сложности предприятий с прогнозированием потребности в кадрах;
низкая ответственность предприятий ;
отсутствие стимулов для бизнеса и финансовые затраты;
отсутствие достаточного количества рабочих мест;
невысокий уровень квалифицированных инстркуторов –наставников, с педагогическим и навыками;
Производственная практика в настоящее время не обеспечивает студентов требуемыми навыками и компетенциями;
отсутствие законодательной и нормативно-правой базы по механизму внедрения дуального обучения;
рост расходов предприятий на подготовку кадров, т.к. подушевое финансирование откладывается уже третий год;
зависимость от погодных условий и отсутствие тепла на объектах; трансформация крупных компаний и переход на аутсорсинг,
необходимость службы в армии студентов сразу после окончания колледжа;
Возможности:
Учитывать навыки и способности студентов при поступлении в колледж;
развитие профессиональных компетенций педагогов, путем стажировок на производстве;
маштабировать дуальное обучение по всем специальностям;
кадровый ресурс предприятий;
внедрение подушевого финансирования;
налоговые преференции работодателям;
выделение грантов от предприятий на целевую подготовку кадров;
популяризация дуального обучения среди молодежи и населения;
Угрозы:
нестабильность и спад экономики РК (уменьшение объемов строительства на 43%);
отсутствие финансирования на подготовку кадров;
отсутствие дефицита кадров на предприятии;