Дуальное обучение

Сегодня перед системой ТиПО стоит ряд вызовов, требующих незамедлительных действий. Осуществляется трансформация всей системы подготовки кадров в соответствии с нуждами индустрии 4.0 и с учетом социальной ориентированности.

Оторванность от производства не позволяет образовательному процессу отвечать требованиям, предъявляемым современным обществом к подготовке профессиональных кадров. Уже недостаточно теоретических и практических знаний, получаемых обучающимися в колледже, требуется сочетание обучения с частичной занятостью на производстве, взаимодействие образовательной организации с различными институтами рынка труда, то есть с работодателями, возможности применения дуальной системы обучения, использование которой входит в концепцию практико-ориентированной направленности обучения и является одним из вариантов решения проблемы повышения качества образования.

В этой связи формируется принципиально новая модель технического и профессионального образования. Основные задачи по подготовке кадров определены Госпрограммой развития образования до 2020 года, Программой продуктивной занятости и массового предпринимательства.

В рамках  программы «Дорожная карта  — 2020» с 2013 года в колледже  успешно внедряется дуальная форма обучения: В рамках программы «Дорожная карта — 2020» с 2013 года успешно внедряется  дуальная форма обучения.

Учитывая  потребность региона при подготовке кадров,   партнеры  по проекту: ТОО «Строительная компания «Базис», Филиал ТОО «Bazis Construction» в г.Нур-Султан,   Холдинг «Bi Group» — ТОО «KAZBAIN & Company» , ТОО «Аманат-2009», на обучении по дуальному обучению  находятся 3 группы по специальности 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», квалификации 140121 3 «техники-строители, в количестве 62 человек. Из них 61 человек обучается на бюджетной основе, 1 человек на договорной основе. Годы поступления 2017, 2018, 2019. по специальности 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий               и сооружений»,  квалификации 140121 3 техник – строитель,                                 с присвоением     трех  смежных рабочих профессий (140101 2 каменщик, 140104 2 штукатур, 140105 2 маляр, 140120 2 специалист по сухому методу строительства).  Согласно Правил организации дуального обучения, (Приказ № 50 от 21 января 2016 года) заключено 62 договора по дуальному обучению (приказ №93 от 28 января 2016г) со студентами, в котором предусмотрены обязательства трех сторон «обучающийся, колледж и предприятие», зарегистрированные в РПП «Атамекен».

В соответствии с требованиями работодателей     разработаны рабочие учебные планы, основанные на модульно- компетентностном подходе, к организации учебного процесса с учетом интеграции образовательных программ технического и профессионального, послесреднего образования,  со сроком обучения 2г 6 месяцев  и 2г 10 месяцев,  на получение квалификации: 140101 2 – каменщик, 140104 2 – штукатур, 140105 2 — маляр, 140121 3 – техник-строитель.

При сроке обучения 2г6 месяцев,    соотношение часов по дуальной форме обучения составляет 66%/34%, 66 % отводится на практическое обучение и 34% на теоретическое.  Соотношение часов практического обучения на предприятии -93% и в колледже -7%.

При сроке обучения 2г10 месяцев,    соотношение часов по дуальной форме обучения составляет 60%/40%, 60 % отводится на практическое обучение и 40% на теоретическое.

В рабочих программах предусмотрены максимально возможный учет потребностей и требований к квалификации и компетентности выпускника,  со стороны работодателя согласованные с предприятиями, а также разработаны и утверждены рабочие программы практик и графики производственного обучения. 

Студенты нового набора, группа Сс-18-17б,  (набор 2018г) прошли    ознакомительную практику, которая была дополнена, после корректирования РУПа, после первого выпуска группы,   с целью профессиональной профориентации.

Во время практики студенты ознакомились с циклом работ  по монтажу  опалубки на   ЖК «Dream city»,  Bi Group,  в ЖК «Арнау 7»- на фасадных работах,  побывали на  Домостроительном заводе  «GLB»-Арматурный цех, ознакомились с производством арматурных каркасов и закладных деталей, паллеты для заливки трехслойных панелей, ЖК «Городской романс», ТОО «Базис» общестроительных и внутренних отделочных работах.

После завершения теоретического курса обучения в группе было проведено анкетирование с целью определения эффективности 1 курса обучения. В опросе участвовали 21 человек. На вопросы «Знаете ли вы, что обучаетесь в группе с дуальной формой обучения», «Понятны ли цели и задачи обучения», «Видите ли преимущества дуального обучения по сравнению с традиционным», «Прослеживается ли межпредметные связи между модулями» все студенты дали положительный ответ. Качество преподавания дисциплин и материальную базу колледжа 16 студентов оценили на «отлично», 5 человек на «хорошо». К увеличению часов практического обучения 15 студентов отнеслись положительно, 6 человек затруднились ответить. Перечень компетенций освоенных за первый год обучения и пожелания студентов группы представлены на слайде. Успеваемость в группе составила 100%, качество знаний 57%.

Группа  освоила  базовые модули  и приступила к профессиональным модулям.

По завершению первого модуля —  облицовщик по технологии КНАУФ проведена промежуточная аттестация по международным сертификатам:  по программам  1 «Сухое  строительство», программа 2 «Сухие смеси»,         программа 3 «Стяжки полов», программа 4 «Машины PFT», а 6 чел пожелали пройти обучение в РЦ «ТехноНиколь», два человека получили сертификаты  по  материалы и системам  ТехноНИКОЛЬ . Общий курс.

Студенты проходят   квалификационную  практику на объектах холдинга Базис, на  АЖК «Аллея тысячелетия», посольство «Беларусь», ЖК «Австрийский квартал»  и осваивают практические   навыки   по 4 модулям: Модуль 1-  облицовщик по технологии КНАУФ; Модуль 2- плотник ; Модуль 3 — штукатур-маляр ; Модуль 4- каменщик. По завершению практики будет проведена итоговая   аттестация по присвоению рабочих профессий.

На объектах холдинга Базис, на  АЖК «Аллея тысячелетия», Посольство «Беларусь», ЖК «Австрийский квартал» под руководством 6 наставников  бригадиров Бейсембаева Дастана, Бекбосынова М, Мырзабекова А.. Нурбаева Р., Садвакасова Р, Перепелина В.

Мониторинг присвоения сертификатов по рабочей специальности  1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»,  Сс-17-16дб
Сильные стороны 
SWOT-анализ:

Положительные карьерные перспективы студентов,

гарантированное трудоустройство;

хорошая  квалификация выпускников;

бытовые и социальные преимущества студентов во время обучения;

длительный период адаптации  студентов на производстве;

овладение тремя смежными рабочими профессиями  повысило конкурентоспособность  студентов;

Слабые стороны:

Сложности предприятий с прогнозированием потребности в кадрах;

низкая ответственность предприятий ;

отсутствие стимулов для бизнеса и финансовые затраты;

отсутствие достаточного количества рабочих мест;

невысокий уровень квалифицированных инстркуторов –наставников, с педагогическим и навыками;

Производственная практика  в настоящее время не обеспечивает студентов требуемыми навыками и компетенциями;

отсутствие законодательной и нормативно-правой базы по механизму внедрения дуального обучения;

рост расходов предприятий на подготовку кадров, тк подушевое финансирование откладывается уже третий год;

зависимость  от погодных условий  и отсутствие тепла на объектах; трансформация крупных компаний и переход на аутсорсинг,

необходимость службы в армии студентов сразу после окончания колледжа;

не отлажена система независимой системы сертификации квалификаций;

Возможности:

Учитывать навыки и способности студентов при поступлении в колледж;

развитие профессиональных компетенций педагогов, путем стажировок на производстве;

маштабировать  дуальное обучение по всем специальностям;

кадровый ресурс предприятий;

внедрение подушевого финансирования;

налоговые преференции работодателям;

выделение  грантов от предприятий на целевую подготовку кадров;

популяризация дуального обучения среди молодежи и населения;

Угрозы: 

нестабильность  и  спад экономики РК (уменьшение объемов строительства на 43%);

отсутствие  финансирования на  подготовку  кадров;

отсутствие дефицита кадров на предприятии;